В один из сетевых магазинов Борисова идем со шпаргалкой. Только в руках список не покупок, а цен на социально значимые товары. А это порядка 100 наименований — от сахара до вареной колбасы. Считать мониторинговой группе приходится много. И реагировать, если того требует ситуация.
— У каждого покупателя в корзинке обязательно оказываются товары, на которые государство регулирует цены, — говорит член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам, председатель Борисовского районного объединения профсоюзов Елена Зябликова. — Кто-то скажет, что повышение на пару копеек семейный бюджет не подорвет. Но когда таких товаров полный пакет, а в магазин многие ходят почти ежедневно — за месяц переплату можно считать в рублях.
Елена Зябликова подключилась к этой работе в ноябре. И теперь каждую неделю мониторит магазины Жодино и Логойского района, а Борисовского — так и каждый день. Парламентарий живет в этом городе и, как каждая хозяйка, ходит за продуктами. Тут волей не волей обратишь внимание на цены.
— Сегодня я, как сенатор, могу зайти в любой магазин и проконтролировать цены там. Будь-то магазин шаговой доступности, большой маркет, государственный или даже частный, — объясняет Елена Зябликова. — Конечно же, цены различаются. Отмечу, что цены в магазинах, которые мы проверяем, за последние два месяца не превысили допустимый порог. Что не скажешь о конце года. В декабре существенно подорожали растительное масло, сахар, рис, говядина, яйцо куриное, крупа гречневая, рыба и рыбопродукты, макаронные изделия, помидоры и огурцы свежие, яблоки, плоды цитрусовые, перец сладкий, морковь, свекла. Рост цен затронул импортные товары. Это связано с повышением мировых и, соответственно, закупочных цен, курсовыми разницами.
И на этот раз, в проверяемом нами магазине, установленные цены не превысили допустимый порог. Елена Зябликова говорит, что они бывают даже ниже, чем разрешено законодательством:
— Продавцы этого магазина договариваются с производителями и тем самым привлекают новых покупателей. Плюс акции — как, например, скидка для пенсионеров в утренние часы.
Сенатор отмечает, что постановление Совмина от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» сыграло свою положительную роль. Напомним, что согласно документу, с 1 марта на социально значимые товары первой необходимости ежемесячное изменение цен не может превышать 0,2 %.
— Цены в марте и апреле остались на прежнем уровне, — констатирует Елена Зябликова. — Есть незначительные изменения на лекарственные препараты, которые мы, к слову, также отслеживаем. К примеру, за март-апрель в частных аптеках по четырем проверяемым нами препаратам цены выросли: что-то на копейку, а что-то на рубль. В принципе, все в рамках допустимых норм. Остались вопросы по определенной группе товаров, потому что ценовой фактор за очень короткий период времени все-таки поднялся. К примеру, повысились цены на овощи. Взять тот же перец, в некоторых магазинах цена доходит до 10 рублей за килограмм. Есть вопросы с поставками белорусского яблока. В апреле в некоторых магазин их не было. Продавали импортное. Это в магазине объясняют тем, что массовая закупка белорусских яблок у частников была осенью. До нового года товар был в изобилии и разных сортов. Сейчас их практически нет — сезон новый еще не начался. На мой взгляд, нет должного запаса — нужно больше закладывать в закрома.
Были вопросы и по подсолнечному маслу. Это тот продукт, который не производят в Беларуси. Сейчас цены на подсолнечное масло стоят на месте. По словам сенатора, главная задача — не просто отслеживать уровень цен, а сопоставить их с уровнем доходов людей в регионе.
— Мы должны понимать, позволяет ли заработная плата в конкретном регионе покупать человеку необходимые продукты питания, товары и оплачивать услуги. Ведь все это он делает из одного кошелька, — подчеркивает Елена Зябликова. — И второе— установить причины, которые повлияли на рост цен и тарифов, проанализировать всю цепочку ценообразования, чтобы исключить возможность спекуляции со стороны участников рынка. Речь идет о поставщиках, производителях и продавцах. Если есть повышение цен — пытаемся понять, на каком этапе это произошло: производитель поднял или торговую надбавку в магазине увеличили. К примеру, такая ситуация была с куриной тушкой. Магазин брал ее у предприятия Смолевичского района по 4,93 рубля. В следующем месяце приобрели у другого поставщика — из Витебска, а у них цена 5,02 рубля. Соответственно, пошел рост. Потом опять привезли курей из Смолевичского района — цена стала ниже. Но скажу, что в Борисовском районе цены на серьезном контроле.
По словам начальника отдела ценообразования и маркетинговых исследований торгового предприятия Елены Ржеутской, от поставщиков, которые начали завышать цены, они отказались:
— На сегодня политика предприятия стабильная в области ценообразования. Согласно мониторинга Министерства антимонопольного регулирования и торговли ежемесячно проводится мониторинг на базе нашего предприятия, и неконтролируемого роста цен на нашем предприятии не допускалось.
В магазине активно поддерживают местных производителей. Выгодно всем — и заводам, и торговой сети, и покупателю. Затраты на транспортировку минимальные. Это влияет на итоговую стоимость. Поэтому если проблемы роста цен наблюдаются, то касаются в основном завозных позиций.
Напомним, чтобы защитить потребителей, Министерство антимонопольного регулирования и торговли ввело предельно допустимые надбавки на товары первой необходимости. Сначала на три месяца. Затем до конца года. А значит, людей, которые сверяют цены на социально значимые товары, мы будем и дальше встречать в магазинах и на рынках.