Выпускник Белорусского национального технического университета Леонид Бурдейко (имя и фамилия изменены) в августе прошлого года был принят на работу в ОАО «Сутинский» Пуховичского района Минской области на должность инженера-электрика. Как и другим молодым специалистам, парню выделили жилье в частном доме в поселке Залог Пятилетки. В надежде приобрести полезный опыт Леонид с энтузиазмом взялся за дело, однако рвения хватило ненадолго.
– Вместо работы инженера мне приходилось «крутить провода», – вспоминает молодой человек. – Навыки, полученные в университете, оказались не нужны. Я мог только догадываться, что реально входит в мои обязанности. Свой трудовой договор увидел лишь через 3 месяца. На руки первое время получал «минималку» – порядка 260 рублей. Расчетный лист не выдавали, по просьбе иногда выписывали сумму от руки. Увидев контракт, я узнал, что мой оклад составляет 100 рублей.
В конце ноября Леонида перевели на должность инженера по охране труда, но, по сути, мало что изменилось.
– Средства на спецодежду наниматель выделять не хотел. Работать было сложно: напряженная обстановка в коллективе, невыплата зарплаты, постоянные придирки и скандалы, – рассказал Бурдейко. – На моих глазах других молодых специалистов увольняли из хозяйства «по статье». Ребята не выдерживали давления со стороны руководства и единственный выход видели в том, чтобы перестать ходить на работу. Я неоднократно обращался в администрацию с просьбой уволить меня по соглашению сторон, раз не могут предоставить работу по специальности, но мне отвечали, что не имеют права.
После окончания Новопольского государственного аграрно-экономического колледжа Игорь Купревич (имя и фамилия изменены) тоже прибыл в это хозяйство по распределению на должность инспектора по кадрам. Согласно заключенному с ним трудовому договору зарплату наниматель должен был перечислять на карточку 25-го числа каждого месяца, но с августа по ноябрь выплату регулярно задерживали.
– Сумму заработка разбивали на 2–3 части и полностью выплачивали лишь к концу следующего месяца, – сообщил Игорь. – Рабочих рук не хватало, поэтому меня нередко отправляли на ферму «считать коров».
Обо всех перечисленных «прелестях» первого рабочего места не понаслышке узнал и бухгалтер Антон Семченко (имя и фамилия изменены).
В конце декабря 2017-го парни написали на имя нанимателя заявления о расторжении трудовых договоров. Руководитель предприятия их проигнорировал. Тогда они обратились в комиссию по трудовым спорам, но и там не получили ответа. Следующим пунктом на пути к справедливости стала Минская областная организация профсоюза работников агропромышленного комплекса. Был проведен мониторинг и выдана нанимателю рекомендация об устранении выявленных нарушений.
– В отношении молодых специалистов было нарушено законодательство по ряду статей Трудового кодекса. В частности, ст.73, согласно которой выплата зарплаты производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже 2 раз в месяц, – пояснил главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Андрей Логвинец. А в случаях подобного нарушения, согласно ст.ст.40–41 ТК, наниматель обязан досрочно расторгнуть трудовой договор по требованию работника в срок, указанный в заявлении, и выплатить выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (ст.48 ТК). Однако директор «Сутинского» рекомендации профсоюза оставил без рассмотрения. Тогда главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза помог молодым специалистам составить исковое заявление в суд и представлял там их интересы. На протяжении трех заседаний наниматель сопротивлялся уходу инспектора по кадрам и бухгалтера, поскольку хозяйство нуждается в этих специалистах. И все же суд постановил расторгнуть трудовые договоры со всеми тремя молодыми специалистами. В их пользу с предприятия было взыскано выходное пособие на общую сумму 519 рублей 30 копеек. По словам уже бывших работников, даже после суда директор не спешил оформлять приказы на увольнение. Парни трудились в хозяйстве еще около месяца, а потом обратились в прокуратуру, чтобы разорвать наконец-то трудовые отношения с нерадивым нанимателем. Сейчас они ждут перераспределения, надеясь, что второе «первое» рабочее место будет все же по специальности.
Вероника СОЛОВЕЙ