— Михаил Сергеевич, давайте начнем с темы, которая вызвала достаточно большой резонанс по итогам вашей рабочей встречи у главы государства, – создание первичных профсоюзных организаций на предприятиях частной формы собственности. Позиция Президента предельно четкая — на каждом предприятии должен быть профсоюз. Разного рода аналитики тут же стали искать какие-то подводные камни, что-то придумывать. Как вы прокомментируете этот тезис?
— На самом деле здесь все абсолютно логично и просто. У нас социально ориентированное государство. Социальные гарантии прописаны в Конституции, и вся экономика, политика строятся с учетом этих принципов. А это значит, что должно быть и социальное партнерство — как на уровне страны, так и непосредственно предприятий и организаций. Именно профсоюз — та организация, которая выстраивает этот социальный диалог. Если его нет на предприятии, то человек остается один на один с нанимателем. Это всегда слабая позиция. Потому что априори наниматель имеет больше рычагов воздействия. И совсем другой уровень, когда есть профсоюз — когда можно получить юридическую поддержку, а люди сообща отстаивают свои интересы.
Президент подчеркнул, что профсоюз должен быть на предприятии, но каждый человек сам решает, вступать ему в организацию или нет. Знаете, когда все хорошо, люди, может, и не задумываются, что дает им профсоюз. А вот когда что-то случается, тогда приходит и осознание. У нас масса примеров, когда люди пишут нам, что и подумать не могли, что придется обращаться в профсоюз. Но именно к нам они в итоге пришли за помощью. И в каждом случае мы детально изучаем ситуацию и оказываем всю возможную поддержку.
— А те призывы, которые сегодня звучат на просторах интернета к так называемым забастовкам, остановке предприятий, — как вы относитесь к ним?
— Давайте начнем с того, что сегодня идет полная подмена понятий. По законодательству забастовка — это способ решения исключительно трудовых споров. А сегодня экономических требований, трудовых споров нет. Когда они есть, профсоюзы всегда реагируют и отстаивают интересы людей вплоть до суда. Но все — в рамках законодательства.
Причем такое определение забастовки — не наше национальное изобретение. Такое же определение принято в ряде других стран. И это правильно. Иначе будут бесконечные манипуляции. Нормально работать в подобных условиях не сможет ни одно производство.
На предприятие человек приходит, чтобы работать. Он подписывает трудовой договор и обязуется выполнять взятые на себя обязательства. С другой стороны, наниматель тоже берет на себя определенные обязательства. И также обязан их выполнять. Это закон.
Любой здравомыслящий человек должен понимать, что остановка предприятий — это в первую очередь удар по самим людям. Причем не только по работникам предприятия. Но и по пенсионерам, мамам в декрете и так далее. Это подрыв бюджетной сферы, медицины, образования.
И надо понимать, что именно этого хотят те, кто призывает сегодня остановить работу предприятий. Они уже сейчас радуются тому, что заводы где-то потеряли заказы. Они призывают остановить опасные производства. А это может обернуться технологической катастрофой для половины нашей страны.
Поэтому мы категорически против подобных призывов. Мы против того, чтобы разрушать предприятия, которые люди своими руками строили десятилетиями. Мы против того, чтобы люди остались без зарплаты и пенсий.
И, конечно, эта наша позиция не нравится тем, кто из-за границы пытается навредить стране и людям.
— На встрече как раз и шла речь о том, что сегодня идет сознательная дискредитация и дезинформация о профсоюзах…
— Здесь скажу, может быть, не дипломатично, но предельно точно — несут полную ересь. Мол, мы забираем у людей 1% от зарплаты и содержим на эти деньги чуть ли не весь госаппарат. Чушь невероятная!
Более того, мы вообще не тратим ни одной копейки из профсоюзных взносов даже на содержание аппарата Федерации профсоюзов. Наша заработная плата — это исключительно отчисления от доходов наших объектов собственности.
Абсолютное большинство профсоюзных взносов остается непосредственно в организации, где работают люди, и тратится на них же самих. Небольшой процент идет только на обеспечение работы профсоюзных юристов, технических инспекторов, которые проводят огромную работу.
Вот только несколько цифр. За последние годы мы восстановили на работе более 550 человек. Вернули людям свыше 22 млн рублей, которые были незаконно удержаны или не выплачены нанимателями. По нашему требованию были устранены сотни тысяч нарушений законодательства о труде и охране труда. Мы постоянно работаем над совершенствованием трудового законодательства и в конечном итоге добиваемся решений в пользу людей.
Еще один факт. Помощь людям в период пандемии. Мы создали во всех наших организациях кассы взаимопомощи. И за 4 месяца направили на закупку дезсредств и непосредственно матпомощь людям более 14 млн рублей.
Плюс мы создали фонд помощи медикам. Здесь включились все отраслевые профсоюзы. Сократили фонд заработной платы, отменили все дополнительные выплаты, мероприятия и все сэкономленные деньги направили в фонд. Помогли и простые члены профсоюзов. И всего за май — сентябрь мы оказали помощь более 6 тыс. медицинских работников на сумму свыше 3,8 млн рублей.
Продолжение на 1prof.by