Предполагается, что если субъект хозяйствования объявит о банкротстве или санации и при этом будет не в состоянии погасить зарплатные обязательства, то он сможет рассчитаться с работниками за счет солидарного фонда страхования. Важно, что речь идет не о внутреннем резерве предприятия: накопления будут формироваться из отчислений тех участников реального сектора экономики, которые потенциально могут оказаться в статусе должника.
Впрочем, для профсоюзов эта идея не нова. Впервые национальный профцентр предложил создать такой страховочный механизм еще несколько лет назад, когда ситуация с зарплатными долгами в стране была довольно сложной. Например, в июле 2016-го, по данным Минэкономики, в процедурах экономической несостоятельности находилось 4078 организаций, и в 35% из них фиксировалась финансовая задолженность перед работниками. ФПБ, изучив международный опыт, активно настаивала на формировании гарантийного фонда, который действовал бы по принципу солидарности и стал залогом спокойствия для тысяч простых работников. Свои предложения представители профсоюзов не раз озвучивали на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам, на международных «круглых столах», в парламенте. В результате инициативу поддержали: по поручению Совмина была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители ФПБ, нанимателей и ряда министерств. Однако в процессе работы перед участниками группы встало много вопросов: в каких размерах будут производиться отчисления, насколько «долгоиграющими» должны быть выплаты, кто займется аккумуляцией и распределением средств? В результате стороны решили взять тайм-аут и сконцентрировать внимание на уже существующих резервных фондах внутри предприятий – посмотреть, смогут ли они в полной мере стать той «подушкой безопасности», на которую могут рассчитывать работники.
Увы, ожидания не оправдались. Как отметила сегодня на брифинге заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич, практика показывает, что зачастую этот резервный фонд используется отнюдь не на погашение зарплатных долгов. Таким образом, инициатива профсоюзов о введении страхования от невыплаты заработной платы остается актуальной. И в Генеральном соглашении на 2019-2021 годы, заключенном между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, появилась новая норма: согласно ей стороны социального партнерства взяли на себя обязательства вернуться к теме страхования и разработать конкретный механизм защиты работников в сложных ситуациях.
Обсуждение нововведения в самом разгаре, тем не менее, некоторые подробности известны уже сегодня.
Например, стороны выступают за установление лимита для компенсационных выплат. То есть работники смогут получать «зарплату» из фонда в среднем за три месяца. «За это время они смогут переждать сложные времена на предприятии или подыскать другую работу, но при этом спокойно продолжат содержать свои семьи», – пояснила Елена Манкевич.
Также предполагается, что весь процесс страхования будет осуществляться через государственную страховую структуру. В частности, рассматривается вариант сотрудничества с Белгосстрахом, у которого уже давно сформирована база потенциальных страхователей и отлажен весь алгоритм работы.
Параллельно профсоюзы продолжают изучать опыт европейских стран, где данный вид страхования существует не первый год. «Мы уверены, что более эффективного метода, который бы помог людям получить свои зарплаты, никто еще не придумал», – отметила Елена Манкевич.
Елена ОРЛОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ и из открытых интернет-источников
Источник: 1prof.by