В нем приняли участие начальник отдела торговли и услуг райисполкома Елена Белонович, председатель первичной профсоюзной организации Молодечненского филиала Минского областного потребительского общества Надежда Королевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Молодечненскому избирательному округу №72 Людмила Кананович.
— Еще три года назад мониторингом цен на социально значимые продукты активно занимались профсоюзы, а теперь присоединились парламентарии во время работы в избирательных округах, — говорит Людмила Николаевна. — Наше участие в этом процессе также будет способствовать стабилизации ценовой политики. Депутаты аккумулируют все обращения избирателей, связанные с ценами на товары. Также на эту тему мы беседуем в трудовых коллективах.
Далее информация передается в Комиссию по жилищной политике и строительству и обсуждается с Министерством антимонопольного регулирования и торговли.
Во время мониторинга были охвачены объекты разной категории — ключевой розницы (один из сетевых), локальной сети (небольшой объект) и павильон (частный объект, который можно назвать магазином шаговой доступности).
— В объектах ключевой розницы цены формирует центральный офис с учетом предельно допустимых надбавок, в локальной сети — специалист по ценам с учетом постановления Совмина, в частной торговле их устанавливают самостоятельно с учетом предельно допустимых надбавок и покупательского спроса, — объясняет Людмила Николаевна.
Участники мониторинга пообщались с руководителями торговых объектов, обсудили ассортиментный перечень, покупательский спрос и предложения.
— Цены в большинстве случаев не превышают средние по стране, а на ряд наименований даже ниже, например, на крупы, молочную продукцию, колбасные изделия, — продолжает парламентарий. — В то же время, в двух торговых объектах отметили повышение цен на овощную продукцию — огурцы и помидоры. Выявили очевидный их рост на сахар и растительное масло. Следует заметить, что растительное масло — это биржевой продукт, и стоимость его поставки высока. А вот почему подорожал сахар — будем выяснять.
Интересно, что в павильоне шаговой доступности стоимость на него оказалась ниже. Руководитель пояснил, что постоянно анализирует потребительский спрос и устанавливает минимальную надбавку на социально значимые товары. Это отметили и покупатели.
Также молодечненцы неоднократно говорили о необходимости магазинов шаговой доступности с разнообразным ассортиментом. В целом они заинтересованы в магазинах, где собственник нацелен на недопущение роста цен.
Важно, что буквально в каждой «контрольной точке» мониторинга обращалось внимание на социальное дистанцирование, наличие защитных средств у работников и потребителей.