«В обком отраслевого профсоюза Нина, Валентина и Галина (имена изменены) обратились после получения уведомлений о том, что с ними не продлевают контракты. На предприятии они трудятся давно: Нина и Валентина – более 15 лет, Галина – почти 35, и все трое – в производственно-техническом отделе. Зарекомендовали себя квалифицированными специалистами, не нарушали трудовую и исполнительскую дисциплину.
– У меня в трудовой лишь одна запись о приеме на работу, – замечает Галина. – Я здесь с 19 лет и очень удивилась, что не продлили контракт. До пенсии мне осталось меньше двух лет, то есть устроиться на новое место будет сложно. При официальном сокращении я могла бы стать на учет на бирже труда и рассчитывать на помощь в поиске работы. У меня ведь еще и дочь несовершеннолетняя…», – пишет еженедельник «Беларускi Час».
Наниматель нарушил сразу три нормативных акта: трудовое законодательство, нормы тарифного соглашения и коллективного договора. В согласно колдоговору предприятия нельзя увольнять по истечении срока действия контракта одиноких родителей, у которых есть дети-инвалиды до 18 лет. К тому же Нина и Галина – предпенсионного возраста. А в соответствии с тарифным соглашением рабочее место обязательно должно сохраняться за человеком, которому до пенсии осталось менее 5 лет, если он не имеет дисциплинарных и иных взысканий, отработал в организации не менее 15 лет.
Комиссия по трудовым спорам признала, что наниматель не прав. Однако ее решение руководство проигнорировало, сославшись на сложное финансовое положение предприятия и то, что в будущем планируется ликвидация отдела, в котором работают женщины.
Вместе с тем, пояснил главный правовой инспектор труда областной организации профсоюза работников АПК Андрей Логвинец, при оптимизации штата сотрудников необходимо соблюдать все требования законодательства. В частности, выплатить выходное пособие в размере трехкратного среднего заработка (ст.48 Трудового кодекса). В данном случае это сделано не было.
Работницы подали исковое заявление в суд. Андрей Логвинец представлял их интересы и вел переговоры с нанимателем. В итоге заключено мировое соглашение. Наниматель восстановил работниц в должностях и выплатил каждой из них компенсацию за время вынужденного прогула на общую сумму более 12,5 тыс. рублей. Женщинам также гарантировали работу до момента выхода на пенсию.
По материалам еженедельника «Беларускi Час»