Председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда рассказал участникам IX пленума о принятии важнейшего нормативного акта, над которым Федерация профсоюзов работала почти весь текущий год, – Генерального соглашения между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019–2021 годы.
– Это основополагающий для нас документ. По сути, он определяет взаимодействие социальных партнеров на всех уровнях, – заметил председатель национального профцентра. – Важно, что в новом документе нам удалось сохранить все существующие нормы, а по ряду позиций – добиться усиления гарантий работникам.
Так, среди нововведений – договоренность о выработке норм по защите материальных прав работников в случае экономической несостоятельности предприятия; расширению возможностей трудоустройства молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными возможностями. Предусмотрено увеличение числа гарантий, рекомендованных для включения в коллективные договоры (например, о стимулировании повышения квалификации и обучения работников, развитии института наставничества; защите трудовых прав работников при их увольнении в случаях реорганизации предприятий).
Впервые, согласно указу главы государства, Федерация профсоюзов выступила одним из разработчиков еще одного важнейшего документа – законопроекта о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
– На протяжении почти трех лет мы работали над ним в тесном сотрудничестве с Администрацией Президента Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты, профильной комиссией Палаты представителей. Сегодня законопроект ожидает рассмотрения во втором чтении в Палате представителей, – пояснил Михаил Орда.
По его словам, в целом профсоюзы внесли около 40 предложений по изменению кодекса, большинство из которых были учтены. Как, например, распространение норм коллективного договора на работников, которые не состоят в рядах профсоюза.
В законопроекте определено, что все льготы и гарантии, прописанные в «местных конституциях» сверх установленных законодательством, будут распространяться на работников – нечленов профсоюза на условиях, которые определены в самом коллективном договоре. В документе отражены предложения национального профцентра по ограничению материальной ответственности работников независимо от того, работают они по контракту или трудовому договору. За пенсионерами сохранили право на получение компенсации в размере трехмесячной заработной платы, если они потребовали расторжения трудового договора из-за виновных действий нанимателя.
Профсоюзы настояли на сохранении срока предупреждения работника об изменении существенных условий труда в количестве 30 дней, хотя изначальная редакция законопроекта предусматривала его сокращение до 7 календарных дней.
– Бурные дискуссии с нашими социальными партнерами развернулись вокруг предложения профсоюзов о гарантиях занятости добросовестным работникам, – констатировал председатель ФПБ. – Сегодня многие наниматели используют неоправданную практику краткосрочных контрактов. В прошлом году мы проанализировали порядка 1,6 млн таких документов – более трети из них заключены на минимальный срок.
В реальном секторе экономики эти цифры еще выше. Научно-исследовательский институт Минтруда и соцзащиты проанализировал практику заключения контрактов в организациях промышленности. Мониторинг затронул 125 предприятий, на которых трудятся более 150 тысяч человек. Оказалось, что порядка 65–70% работников – на годовых контрактах.
Чтобы законодательно закрепить норму о продлении контрактов добросовестным работникам, отрабатывалось несколько вариантов соответствующей статьи Трудового кодекса. В результате компромиссный вариант был найден: если стороны решили продолжить трудовые отношения, то продление контракта в пределах 5-летнего срока его действия с добросовестным работником осуществляется на максимальный срок. По истечении документа новый заключается на срок не менее 3 лет.
Заметим, норму о необходимости включения в колдоговоры положений по обязательному продлению контрактов с добросовестными работниками сохранили и в новом Генеральном соглашении.
Всего же за 11 месяцев текущего года ФПБ рассмотрела и внесла предложения в более 90 нормативных правовых актов. Основные из них: Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций», Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Источник: 1prof.by