Все меньше остается тех, кто лично столкнулся с жестокостью захватчиков и может рассказать об ужасах тех лет современникам. Они, как никто другой, ценят каждый день и любят жизнь во всех ее проявлениях. И стараются своих близких научить аккуратно и бережно относиться к этому дару — миру на земле.
Что такое война, Мария Савицкая узнала ребенком. Ей не было и пяти. Когда по Каличицам, что на Случчине, прошел слух, что в деревню вот-вот должны войти фашисты, местные подались в лес. Так поступила и большая семья Горбацевичей. Отец с матерью запрягли лошадь, взяли буренку с собакой, собрали самое ценное, посадили в повозку пятерых ребят (Соня 1929 г.р., Миша 1932 г.р., Саша 1934 г.р., Маша 1936 г.р., Петя 1941 г.р.) и уехали подальше от незавидной участи. Обосновались в глухой чаще, где односельчане соорудили целый посёлок из землянок. Мужчины обустроили жилище, женщины вели хозяйство, партизанили.
Периодически взрослые под покровом ночи наведывались в родную деревушку, чтобы засеять поля, подкормить оставшуюся скотину, взять запасы зерна, картофеля, корнеплодов, солений, дабы не умереть с голоду в лесной глуши.
По рассказам Марии Яковлевны, одна из таких вылазок едва не стала последней для ее отца и старшего брата Миши. Когда грузили в телегу жизненно необходимые запасы, услышали немецкую речь. На подозрительный шорох к их дому направились непрошенные гости в касках и с автоматами. Винтовка была и у отца, но, если бы не молниеносное решение отпустить поводья, неизвестно, чем бы все закончилось.
Имел место и еще один случай, когда старшую сестру Соню, немцы чуть не увезли в лагерь. Фашистские приспешники собрали детей, выстроили их в колонны, всех пересчитали и собирались отправлять в неизвестном направлении, однако по счастливой случайности в последний момент что-то сорвалось, и Соня осталась дома.
В памяти Марии Савицкой отпечатался и еще одни эпизод, как осенью 41-го они вместе с семьей и живностью прятались от немцев в холодной воде. Неизвестно, была ли это наводка либо фрицы случайно проходили мимо, но стихийный городок они обнаружили. Отец успел рассадить всех в небольшое болотистое озерцо, укрыть хвойными ветками и мхом, а также приказал сидеть тихо. По тому же принципу в водоем завели коня, корову и собаку. Не иначе, как чудом, это не назовешь. Никто из родни и зверья не издал ни звука. В том момент многое промелькнуло перед глазами.
По состоянию здоровья папу Марии на фронт не призвали, однако он стал связным с 63-м Минско-Слуцким укрепрайоном. Уже после войны выяснилось, что парень с четырьмя классами образования даже числился за одной из Воздушно-десантных формирований в Подмосковье. В оккупированном немцами Минске по отцовской линии находилась его родня. К сожалению, не все выжили.
В 1945-ом в семействе Горбацевичей родился брат Марии — Паша. Девушка окончила школу, переехала к родственникам в Минск, затем поступила в училище, а по его окончании работала на МотоВелоЗаводе, кожевенном заводе, бригадиром заготовительного пункта овощной базы. Однако большую часть своей жизни она посвятила ОАО «Минск Кристалл». Проработав здесь более 28 лет обработчиком виноматериалов винно-коньячного участка (1971-1999 годы), Мария Яковлевна ушла на заслуженный отдых с множеством наград.
Более 30 лет свидетель войны живет в уютном домике, окруженном цветами, высокими деревьями и приветливыми соседями. Воспитала дочь, внука и три правнучки. Ее здесь многие знают и, безусловно, уважают за ее стойкий характер, немногословность и житейскую мудрость.
Этот рассказ в ОАО «Минск Кристалл» прислал родственник Марии Яковлевны. Представители общества навестили уважаемого человека и вручили нагрудный знак «Ветеран труда», ценный подарок. На предприятии с большим уважением относятся к людям старшего поколения.
— Стараюсь гулять каждый день и не унывать, — раскрывает секрет долголетия Мария Яковлевна.